Курс по цифровой фотографии подойдет всем, кто хочет научиться фотографировать, вне зависимости от образования и возраста.
Насыщенная программа курса включает в себя всю необходимую теоретическую информацию и большое количество практических занятий.
На практике студенты учатся фотографировать в самых разных условиях, как это приходится делать фотографам в реальной жизни. Занятия проходят в помещениях с разным освещением, профессиональной фотостудии, на улице, где, в том числе, отрабатывается съемка людей в движении.
Для прохождения обучения желательно наличие зеркального цифрового фотоаппарата, (Сanon 500D, 450D,30D, Nikon D40, D60 и т.п.) или псевдозеркального аппарата (продвинутой "мыльницы").
Дата начала | Время занятий | |
---|---|---|
Выходной | 07 декабря 2024 |
1. Знакомство. Фотокамера.
1.1 Вводное занятие, знакомство.
1.2 Краткий экскурс в историю фотографии.
1.3. Устройство и принцип действия фотокамеры. Объектив, диафрагма, затвор, светочувствительный элемент (пленка, матрица), видоискатель. Понятие об экспозиции.
1.4. Виды фотокамер. Компакт-камеры, зеркальные камеры, дальномерные камеры. Малоформатные, среднеформатные и крупноформатные фотокамеры. Пленочные и цифровые фотокамеры.
1.5. Выдержка. Строение стандартной шкалы выдержек. Ступень экспозиции. Промежуточные значения выдержки. Полступени, треть ступени.
1.6. Роль выдержки при съемке движущихся объектов (заморозить/смазать). Примеры: съемка спортивных соревнований, съемка с проводкой, съемка воды, съемка фейерверков и т.д.
1.7. "Шевеленка". Рекомендации по выбору выдержки при съемке с рук. Назначение штатива, монопода, оптического стабилизатора изображения. Рекомендации по выбору штатива. Что делать, если нет штатива?
1.8. Диафрагма. Устройство диафрагмы. Строение стандартной шкалы диафрагм. Закон взаимозаместимости.
1.9. Влияние диафрагмы на степень размытия переднего и заднего плана. Понятие о глубине резкости.
1.10. ISO чувствительность материала (сколько света нужно, чтобы получить нормальный кадр).
1.11. Основные режимы работы фотокамеры: · Ручной режим (M), · Режим приоритета диафрагмы (Av, A), · Режим приоритета выдержки (Tv, S) · Программный режим (P), его отличия от режима AUTO. Рекомендации по использованию различных режимов.
2. Объектив.
2.1. Фокусное расстояние. Его влияние на угол зрения и масштаб изображения. Объективы с постоянным ("дискретные") и переменным ("зум-объективы") фокусным расстоянием.
2.2. Понятие нормального, короткофокусного и длиннофокусного объектива. Зависимость от размера кадра (формата камеры). Влияние фокусного расстояния на передачу линейной перспективы.
2.3. Типовые случаи использования короткофокусных объективов: съемка широких видов, съемка в тесных условиях (интерьер, городской пейзаж) ради эффекта "сверхперспективы".
2.4. Портретные объективы. Искажение формы лица при съемке с близкого расстояния. Рекомендации по выбору фокусного расстояния объектива в зависимости от крупности плана (ростовой портрет, поколенный портрет, поясной портрет, крупный план, сверхкрупный план). Преимущества использования длиннофокусной оптики при съемке предметов и при макросъемке.
2.5. Телеобъективы, типовые случаи их применения: спортивный репортаж, съемка животных и т.п. Использование телеобъективов "для сжатия" перспективы / создания более адекватного представления об относительных размерах предметов. Телеконверторы.
2.6. Рекомендации по выбору оптики (фокусное расстояние, дискретные объективы и зум-объективы разной кратности).
2.7. Макросъемка. Макрообъективы, удлинительные кольца и макронасадки.
2.8. Эффект схождения вертикальных линий при наклоне камеры. Рекомендации по съемке портретов, архитектуры. Шифт-объективы. Крупноформатные камеры. Adobe Photoshop исправляет перспективу.
2.9. Понятие о дисторсии. Положительная и отрицательная дисторсия. Объектив "рыбий глаз".
2.10. ГРИП. Зависимость ГРИП от значения диафрагмы, фокусного расстояния объектива, расстояния до объекта съемки. Репетир диафрагмы. Понятие о гиперфокальном расстоянии. Практические рекомендации по выбору точки фокусировки и глубины резкости.
3. Свет и освещение.
Это занятие сопровождается демонстрацией схем освещения и пробной фотосъемкой в профессиональной студии.
3.1. Роль освещения для выявления контурной формы, объема и фактуры предметов.
3.2. Качество света. Его составляющие:
3.2.1. Направление освещения (переднее, передне-боковое, боковое, задне-боковое, контровое; верхнее, горизонтальное, нижнее, зенитное),
3.2.2. Контраст освещения (нормальный, высокий, низкий), 1:3, 1:4 - четкая светотень. Повышенный контраст. Низкий контраст: 1:2, 1:1,5 0 (нулевой) контраст - предметы и тона сливаются. Повышенный контраст - против света (безоблачное небо).
3.2.3. Характер освещения (направленное и рассеянное освещение),
3.2.4. Зависимость качества освещения от погоды, времени суток, широты местности и т.п.
3.4. Студийное оборудование. Непрерывные и импульсные студийные осветительные приборы. Световые модификаторы: рефлекторы, тубусы, сотовые насадки, зонты, софт-боксы. Светофильтры. Стойки и фоны.
3.5. Виды (функции) студийного освещения: - Рисующее освещение, - Заполняющее освещение, - Фоновое освещение, - Моделирующее освещение (контурное, подсветка волос и пр.)
3.6. Светлая тональность или высокий ключ - все белое. Низкий ключ - все примерно черное.
4. Портрет. Поза, фон, мимика, глаза, жест, выражение глаз (направление взгляда), одежда.
4.1. Часть лица
4.2. Погрудный портрет. Глаза и мимика. Задача фона - не мешать.
4.3. Поясной портрет. Способы достижения динамичности, естественности. Подбор фона.
4.4. Поколенный портрет.
4.5. Ростовой портрет.
4.6. Портрет, где фигура занимает мало места в кадре ( рассказ о человеке окружением). Фас (симметрично, перпендикулярно взгляду; д/б два уха) Анфас (самый интимный) Профиль (отстраненно, нет интимного контакта). Один глаз (мах реснички второго глаза). Уходящий профиль (труакар). Портрет с затылка. Классический полуоборот (кончик носа проецируется на середину щеки). Критический полуоборот.
5. Основы фотокомпозиции.
5.1. Составляющие хорошего снимка. Понятие о композиции. Роль композиции. Завершенность композиции. Единство и разнообразие. Симметрия и ассиметрия. Порядок и хаос.
5.2. Тональный и линейный рисунок кадра. Влияние освещения, точки съемки и ракурса.
5.3. Понятие крупности плана. Общий, средний, крупный, сверхкрупный (деталь) план.
5.4. Зрительный центр композиции. Тональный и линейный акценты. Ведущие линии. Открытые и замкнутые композиции. Другие способы выделения главного. Мнимые линии.
5.5. Уравновешенные и неуравновешенные композиции. Понятие зрительного веса.
5.6. Размещение предметов и линий в кадре. Правило третей. Золотое сечение.
5.7. Плоские и пространственные композиции. Перекрытие объектов. Линейная и тональная перспектива. Роль переднего плана.
5.8. Движение в кадре. Выбор момента съемки. Расположение движущегося объекта в кадре. Диагональные композиции.
5.9. Типичные ошибки. Разбор снимков с предыдущего урока.
5.10. Основные жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж, жанровая фотосъемка. Фотосерия. Фотоочерк.
6. Экспозиция. Цветокоррекция (при съемке).
6. "Количество света". Освещенность. Диапазон освещенностей, с которыми имеет дело фотография. Яркость. Коэффициент отражения. Контраст сюжета и контраст освещенности.
6.2. Тональный диапазон фотоотпечатка. Фотографическая широта светочувствительных материалов. Особенности съемки на негативную и позитивную фотопленки, на цифровую камеру.
6.3. Встроенные и внешние экспонометры. Замер по яркости. Виды TTL экспозамера: интегральный, средневзвешенный, матричный, точечный.
6.4. Причина ошибок экспозиции. Необходимость экспокоррекции при съемке светлых сюжетов, при съемке темных сюжетов, при наличии источника света в кадре.
6.5. "Эталонная" экспозиция - замер по освещенности / по эталонной серой карте.
6.6. "Творческая" экспозиция.
6.7. Экспозиционная вилка.
6.8. Анализ гистограммы снимка.
7. Использование фотовспышки.
7.1. Недостатки встроенной фотовспышки: малая мощность, "эффект красных глаз", недостаточная гибкость (неповоротная).
7.2. Виды внешних (мобильных) вспышек: согласованные и несогласованные; автоматические и неавтоматические (устаревш.); неповоротные, поворотные только вверх, поворотные во все стороны; вспышки типа "молоток". Ведущее число.
7.3.Улучшение качества освещения при съемке со вспышкой: - Использование рассеивателей, отражателей, софт-боксов для вспышек; - Направление вспышки в потолок, стены. Предостережения и практические советы; - Вынесение вспышки в сторону от фотоаппарата; - Использование нескольких согласованных вспышек.
7.4. Заполняющая вспышка - использование встроенной или внешней вспышки для подсветки теней. Экспокоррекция вспышки.
7.5. Медленная синхронизация - съемка на длительной выдержке со вспышкой.
7.6. Синхронизация по первой и второй шторке.
7.7. Режим "стробоскоп".
7.8. Свободное использование вспышки (вспышка как световая кисть).
7.9. Использование штатива. Съемка светящихся объектов. Портрет на фоне ночного ландшафта.
8. Работа в Adobe Photoshop
Занятие проводится в компьютерном классе.
Основные действия, знакомство с интерфейсом программы
Конвертация из RAW в jpg, борьба с шумами, управление яркостью и контрастом, работа со слоями и масками, программный софт эффект. Имитация кросс-процесса, варианты перевода в монохромное изображение, сплит-тонирование. Создание простейшей рамки.
9. Обсуждение вопросов. Выпускные работы.